четверг, 4 июля 2013 г.

Почему линии электропередачи напряжением 6-10 кв являются наиболее птицеопасными?

Причина гибели птиц на ЛЭП заключена в конструкции опоры электролинии. Биологическая несовместимость птицеопасной (орнитоцидной) воздушной линии  обусловлена её заземлением, связывающим металлические элементы опоры (траверсу и арматуру столба) в единую цепь. 
Небольшое расстояние между токонесущими и заземлёнными элементами в районе оголовка опоры  ЛЭП 6-10 кв определяет высокую опасность конструкции для птиц


Поражение электрическим током происходит в момент замыкания цепи, когда в промежутке между заземляющим элементом и электрическим проводом оказывается одна или несколько птиц. Расстояние между токонесущим проводом и ближним краем траверсы составляет порядка 10-25 см, что сопоставимо с размером тела и размахом крыльев относительно небольшой птицы (галка (Corvus monedula), голубь (Columba sp.), скворец (Sturnus sp.)). Поражение птиц вследствие коротких замыканий одной фазы на землю является наиболее частой причиной гибели птиц на ЛЭП.

Момент замыкания цепи, когда птица оказывается между  электрическим проводом и  заземлённой траверсой


Иногда происходит замыкание птицами промежутка между двумя фазовыми проводами. Поскольку межфазовые промежутки на ЛЭП, как правило, весьма значительны (0,5м – 1,5 м), то в данном случае имеется вероятность гибели преимущественно больших птиц – орлов (Aquila sp.), филинов (Bubo bubo), аистов (Ciconia sp.) и т.п.
Момент замыкания цепи, когда птица оказывается между двумя фазовыми проводами

Наиболее типичными являются следующие комбинации замыканий:
  • при посадке на траверсу или торец опоры с касанием токонесущего провода крылом крупной (орёл (Aquila sp.)), либо средней величины птицы (грач (Corvus frugilegus), ворона (Corvus cornix), канюк (Buteo buteo), пустельга (Falco tinnunculus), тетеревятник (Accipiter gentilis));
  • при взлёте с траверсы либо с торца опоры в случае касания токонесущего провода;
  • при перешагивании с траверсы на изолятор в момент касания прикреплённого к нему провода;
  • при нахождении на траверсе и чистке клюва об изолятор;
  • при касании клювами в момент передачи корма взрослой птицей, сидящей на изоляторе, слётку, сидящему на траверсе (погибают обе птицы (галки (Corvus monedula), скворцы (Sturnus sp.), каменки (Oenanthe sp.), коньки (Anthus sp). и др.)).
  • при попытке вытеснить соперника с перекладины и занять наиболее выгодное положение на траверсе (характерно для стайных видов, особенно скворцов (Sturnus sp.)).

Возможны и другие варианты смертельных для птиц контактов с находящимися под напряжением частями ЛЭП (при посадке на траверсу и взлёте с неё, при нахождении на элементах разъединителя, на поверхности комплектной трансформаторной подстанции КТП 6-10 кВ/0,4 кВ в местах расположения контактов ввода).

Использованная литература:
Салтыков А.В. Руководство по предотвращению гибели птиц на линиях электропередачи 6-10 кВ: Методическое пособие. - Ульяновск: Венец, 1999.
Мацына А.И., Замазкин А.Е. Рекомендации по обеспечению безопасности объектов животного мира при эксплуатации воздушных линий связи и электропередачи на территории Нижегородской области. – Нижний Новгород: Экологический центр “Дронт”, 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий